«Это огромнейшая работа — через любые инструменты вести деньги в институциональный оборот. Вот что сегодня нужно. Потому что мы не разовьем эту линейку инструментов. Сегодня заговорили про pre-IPO, еще не имея IPO и не имея конвертируемых облигаций на нашем рынке. Мы продаем волатильность, привязанную к стоимости IPO, без самого IPO. Кто ее определяет, розничный инвестор? Розничный инвестор, движимый эмоциональными чувствами, ценообразование никакое не дает», — сказал первый вице-президент Газпромбанка Денис Шулаков, выступая на Финансовом конгрессе Банка России.
По его словам, именно институциональные инвесторы «верифицируют весь бизнес-кейс». «Если институциональный инвестор на pre-IPO раунде повстречался с компанией, он задал те вопросы, после которых компания понимает, готова она или не готова к IPO, а он уже для себя лимиты определил. Его участие в сделке — это верификация, это, по сути, тот же рейтинговый скоринг, который дает рейтинговое агентство», — подчеркнул Шулаков.
«Почему у нас сегодня развит так хорошо рынок корпоративных бондов? Он вообще-то в мире развивался много лет спустя после развития рынка IPO. Это случайность, что у нас так получилось. Но случайность доказывает закономерность. Мы верим мнению третьей стороны. Вот это мнение третьей стороны, валидация оценки — это и есть институциональный спрос», — отметил банкир.
Шулаков согласился с первым зампредом ЦБ Владимиром Чистюхиным в том, что пенсионные фонды «нельзя загонять ногами» в IPO.
«Но у нас других источников нет. Значит, нужно придумать какой-то механизм. Нельзя решать государственные задачи без государственной поддержки. Может быть, минимально в каком-то разумном раскладе посмотреть механизм гарантирования участия пенсионных фондов, или, вообще шире потом, институциональных инвесторов в IPO — при условии, что они не больше 30% берут, IPO »национальных чемпионов« и так далее. И эту »страховку« сделать платной. Чтобы был какой-то механизм не насильного туда захода, а через коммерческие условия», — предложил Шулаков.
В последние месяцы вновь активизировалась дискуссия о том, что пенсионные фонды могли бы активнее инвестировать в акции. Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина ранее отмечала, что регулятор «никогда не согласится» с предложениями по развитию рынка акций за счет повышения риска для будущих пенсионеров.