Курс на Запад: как использовать зарубежный опыт автолизинга на российском рынке

 

Банки на рынке лизинга

Лизинг для массового потребителя стал активно расти после ипотечного кризиса в США в 2007 году: рост безработицы и неплатежеспособного населения побудил банки трансформировать модель кредитования.

Сегодня 1/3 новых автомобилей в Америке продаются с помощью лизинга. На Западе лизинг постепенно трансформировался в подписную модель: условно, за 200 евро в месяц можно пользоваться автомобилем и обновлять его каждые три года.

Особенности западного лизинга

Ключевое отличие зарубежного рынка от российского — менталитет и привычки пользователей. На западе в лизинг приобретается все: от смартфона до машины. Причем услугу предоставляют как холдинговые компании, так и национальные банки. Однако последние — только для движимого имущества.

В США самое развитое направление — автолизинг. Это преимущественно банковская услуга. В Европе ситуация похожая. Крупнейшие мировые лизинговые компании — это «дочки» больших холдингов и банков: Lombard North Central от The Royal Bank of Scotland Group, IBM Credit Corp.

Базовый потребитель, который хочет машину, уже де-факто знает, что такое лизинг, и вообще не понимает, как можно взять машину в кредит — у него есть прямой инструмент, не предполагающий заем и высокие проценты. Еще не надо платить за техобслуживание, страховку, новую резину.

Человек выбирает машину и отдает деньги только за пользование. Потом сдает обратно, делает ее первым взносом за другое авто и пользуется уже им.

В фокусе — пользование продуктом, а условия привлекательнее: гибкий график платежей и низкие цены. Машину можно купить даже онлайн за 1–2 часа. Например, как делает Tesla: авто подгоняют, ключи кладут в почтовый ящик, все документы присылают на электронную почту.

Ally Financial — дочернее предприятие General Motors, которое в 2018 году совершило больше всех лизинговых сделок, — предлагает не только онлайн-оформление сделки, но и позволяет вносить платежи как угодно, даже по телефону.

Американская Carlease, работающая как с юридическими, так и с физическими лицами, максимально автоматизировала процессы: клиент выбирает авто через интернет, там же предоставляет всю информацию, подписывает документы. Машину ему подгоняют к дому или офису. А предварительную стоимость можно рассчитать еще до отправки запроса специалистам — на сайте есть онлайн-калькулятор.

В США масса региональных лизинговых компаний — например, нью-йоркская eAutoLease. Их минус в том, что зона использования автомобиля ограничена: поехать на нем за пределы штата скорее всего не выйдет. В остальном принципы работы стандартные: все процессы происходят онлайн. Компания взаимодействует и с физическими лицами, и с бизнесом.

Среди европейских компаний по популярности лидирует Sixt с широким спектром услуг, связанных с автомобилями. Лизинг — только одно из направлений. Клиент выбирает из более чем 30 брендов.

Есть возможность международного лизинга, ограниченного только географией присутствия. Стоимость услуг можно рассчитать самостоятельно на сайте, а цены привязаны к пробегу машины.

photo

Как зайти с лизингом на российский рынок

В 2019 году, по оценкам РА «Эксперт», российский рынок лизинга вырос до 1,5 трлн рублей и закрепился в топ-5 крупнейших европейских рынков. Увеличился объем сегмента малого и среднего бизнеса на 26%, доля лизинга в продажах легковых розничных и коммерческих автомобилей достигла 10%.

Но пока этого недостаточно, чтобы иметь четкую уверенность в успехе запуска автолизинговых проектов. В России люди считают машину активом и хотят ей владеть 5-10 лет, а то и больше.

Лизинг не передает машину в собственность, пока не выплачены все деньги, а кредит — передает. Поэтому кредит понятнее, хотя переплата по нему может достигать 50%.

Фактически он выгоден только в ситуации, когда заемщик оформляет авто в кредит из-за скидки от 50 до 200 тыс. рублей в салоне и отдает в первые полгода всю сумму. В России чаще занимают деньги у банка, потому что полную стоимость машины оплатить не могут ни сейчас, ни через год, а ездить надо.

Вывод: нужно изменить отношение и объяснить, почему акцент стоит делать не на праве собственности.

Другая боль лизинга на российском рынке — мало кто понимает, что это такое, и уверен в этом инструменте. А у банков развитая сеть отделений, активный маркетинг и большие рекламные бюджеты — про кредиты знают и вспоминают сразу.

Лизинговые компании маркетингом не занимаются. Отчасти потому, что являются дочерними структурами других организаций, у них есть клиенты оттуда. Например, BMW-лизинг привлекает сформированный пул клиентов от BMW (преимущественно корпоративных), им не нужно никого искать.

Вывод: лизинговой компании нужно больше говорить о себе.

Россияне не осведомлены и о том, что взятый в лизинг автомобиль — полноценный финансовый инструмент. Человек приобрел машину, платил за нее год и вдруг понял, что мало ей пользуется и вообще она не нужна. Он может продать ее кому угодно как любой другой товар, просто передав покупателю обязанность дальнейших выплат. Для этого достаточно одного документа.

С кредитной машиной так поступить нельзя. При этом сама лизинговая компания от смены пользователей не проигрывает.

Вывод: чтобы найти новых клиентов, нужно донести аудитории, что это за продукт и какие у него преимущества.

Кому в России предлагать лизинг

Целевая аудитория российского автолизинга — люди, аффилированные с бизнесом, которым сложно получить кредит из-за отсутствия справки 2-НДФЛ. Преимущественно это ИП, которым проще взять авто в лизинг, чем собирать документы для банка и платить большой процент.

Они могут брать машину как для бизнеса, так и для личного пользования, но оформляться она будет на компанию. При этом клиент хорошо разбирается, во-первых, в самом лизинге, а во-вторых, в автотранспорте.

Еще один сегмент — физические лица, которым просто сложно получить кредит из-за плохой истории (и банк повышает для них ставку до сумасшедших 30%). Они ищут альтернативу и получают услугу, которая существенно дешевле. Кроме того, популярные модели могут предлагаться еще и с дополнительной скидкой в 10% у BMW и Volvo, если брать их собственные лизинговые программы.

Нельзя сбрасывать со счетов и людей, которые хотят менять машину каждые 2-3 года. Преимущественно это потребители премиальных брендов. Например, человек берет в лизинг Lexus на 36 месяцев и платит по 40-50 тыс. ежемесячно, а через год решает его заменить на что-то другое и теряет меньше, чем выплачивая кредит в 4 млн (цена самой машины, без учета процентов банка).

photo

Куда развивать идею

Несмотря на то что сам лизинг на зарубежном рынке хорошо развит, его сервисная составляющая отстает. В большинстве компаний все происходит в офлайне: клиент приезжает в офис и заполняет бумаги. То, что делает Tesla с оформлением сделки через интернет и доставкой машины до двери, вызывает у американцев удивление.

В России финтех и диджитализация развиваются лучше, поэтому здесь модель западного лизинга можно и нужно трансформировать.

Автолизинг нужно делать цифровым и объяснять, почему это проще, чем кредит.

Клиенту удобнее, когда услугу можно оформить на сайте или в мобильном приложении. Там же он выбирает марку и модель машины, перечень нужных услуг и решает, подходят ли ему условия. С корпоративными клиентами можно оформлять сделки в офисе. Риски по скорингу для лизинговой компании закрываются первым взносом в размере 10-30% от стоимости авто.

Когда российский пользователь привыкнет к тому, что лизинг — это удобно и выгодно, станет возможным переход к подписной модели, как в Европе, когда клиент берет машину, платит аванс и ежемесячно вносит фиксированную сумму, а через год имеет право поменять авто, но аванс платить уже не потребуется. И эта схема бесконечна.

Читать статью  Условия лизинга в Сбербанке

Как заходить с продуктом лизинга в России

  • Клиент готов попробовать новый продукт, если ему объяснят, какие преимущества это дает и как работает. Покажите, какую пользу он получит — не будет переплачивать проценты, может в любой момент прекратить взносы и отказаться от авто, ему не нужна красивая кредитная история.
  • Занимайтесь маркетингом и PR: больше рассказывайте про свой продукт, готовьте широкоформатную рекламу, чтобы быть на слуху. Клиент должен часто сталкиваться с лизингом в инфополе.
  • Покажите клиенту, что лизинг — это выгодный финансовый инструмент, а не только один из способов получения автомобиля. Расскажите, что его можно продать и на этом выиграть и что его можно использовать для бизнеса, чтобы начать дело с минимумом вложений.
  • Будьте готовы менять изначальную идею. Пробуйте все категории аудитории — если лизинг не выстрелит с физлицами, есть перспективный корпоративный сектор, грузовой лизинг.
  • Соберите хорошую команду, которая четко понимает, как автоматизировать и оптимизировать процессы и сделать максимально удобный и комфортный продукт. Обязательно нужны подкованные в юридическом вопросе люди.

Фото на обложке: Shutterstock/Alena Ozerova

Лизинг нажал на тормоз

Лизинг нажал на тормоз

На рынке лизинга происходит кардинальная трансформация. С сегмента легкового автотранспорта игроки переключаются на спецтехнику и оборудование. И ставки делаются на азиатских поставщиков

Рынок лизинга обычно первым из финансовых сегментов реагирует на кризис. Но и восстанавливается затем быстрее остальных. Какие факторы позволили рынку пройти самую острую фазу текущего кризиса, какие тренды будут определять динамику текущего года? Эти темы мы обсуждали в ходе круглого стола «Будущее рынка лизинга: кризисная трансформация и перспективы», организованного журналом «Эксперт-Урал» и АЦ «Эксперт» в Екатеринбурге.

В замедленном темпе

Объем нового бизнеса в целом по России по итогам прошлого года сократился на 13% и составил чуть менее 2 трлн рублей. Лизинговый портфель вырос на 5% до 6,8 трлн рублей. Такие данные рейтинговое агентство «Эксперт РА» получило по результатам ежегодного исследования российского рынка лизинга.

При этом, по словам директора отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Зои Советкиной, произошло беспрецедентное падение количества новых заключенных договоров лизинга: «По итогам 2022 года этот показатель снизился на 20% по отношению к 2021 году».

К основным факторам негативного влия­ния на отрасль «Эксперт РА» относит снижение инвестиционной активности, нарушения в логистике, ухудшение платежеспособности клиентов под давлением санкций. «Большое влияние на рынок также оказал уход крупных иностранных брендов, что вылилось в усиление дефицита техники и удорожание лизинговых услуг», — подчеркивает Зоя Советкина. По ее наблюдениям, в ответ на эти вызовы отрасль начала искать решения. Во-первых, стремительно вырос лизинг подержанной техники: «Доля сделок с б/у техникой в новом бизнесе составила 23% против 14% годом ранее».

Второй антикризисной мерой стало увеличение поставок имущества из дружественных стран: «Это привело к росту доли азиатских брендов в общем объеме нового бизнеса, она составляет уже почти треть против 25% годом ранее», — подчеркивает эксперт. На фоне кризисных явлений усилили позиции тяжеловесы. Доля десяти крупнейших игроков в договорах выросла с 63% до 75%. При этом доля иностранных лизинговых компаний снизилась с 8% до 2% в общем объеме нового бизнеса. Со стороны спроса основное изменение связано со снижением активности крупных лизингополучателей, в то же время малый и средний бизнес не сильно снизил активность: «В структуре договоров доля лизингополучателей из сегмента малого и среднего бизнеса выросла с 65% до 72%», — подтверждает тренд Зоя Советкина. В разрезе видов лизинга, по словам Зои Советкиной, наметилось снижение доли продаж легковых и легких коммерческих автомобилей. Это вполне объяснимое явление, связанное с уходом западных брендов и временной остановкой отечественного автопрома. При анализе картины прошлого года авторы исследования обратили внимание на позиции Уральского региона в общей структуре рынка лизинга. Они несколько выбиваются из общих трендов. При совокупном падении нового бизнеса на 13% объемные показатели лизинговых компаний на территории Уральского федерального округа остались на уровне 2021 года. При этом доля макрорегиона выросла на два процентных пункта и составила 9% в общем объеме нового бизнеса страны. В целом это можно объяснить доминированием лизингополучателей из числа малого и среднего бизнеса в структуре клиентской базы лизинговых компаний, работающих на территории Урала. Спрос со стороны этого сегмента провалился меньше крупного.

Внутренний разворот

При этом региональным игрокам тоже пришлось сделать разворот в своей внутренней политике. По словам директора по развитию компании «АС финанс» Ильи Лесникова, его компания, как и многие другие игроки рынка, в прошлом году начала выстраивать отношения с азиатскими поставщиками: «К концу прошлого года логистические проб­лемы были решены, выстроен параллельный импорт, отлажены поставки из Китая. Но, к сожалению, остаются проблемы в организации сервисного обслуживания азиатской техники в России. Мои надежды связаны только с тем, что некоторые китайские поставщики проблематику понимают. Они сейчас стремятся захватить долю рынка, и я рассчитываю, что со временем они выстроят здесь и сервис». По мнению Ильи Лесникова, конкуренция на рынке стала жестче и это закономерный процесс, связанный со сжатием некоторых сегментов: «Региональные лизинговые компании выиграют за счет гибкости, у них больше возможностей, так как меньше бизнес-процессов регламентировано», — считает эксперт. На усиление конкуренции обращают внимание многие представители лизингового сообщества, особенно в нише лизинга оборудования. На фоне падения лизинга легкового автотранспорта сюда пошли многие игроки рынка, в этом сегменте активность потребителей оставалась стабильной. И это связано с тенденциями импортозамещения. Производители европейских товаров либо временно остановили выпуск продукции, либо вовсе ушли с рынка. В этих условиях российские предприятия начали замещать эту долю рынка. Поэтому многие лизинговые компании активно занимались работой именно в этом направлении. Специализированные игроки рынка лизинга действительно резко изменили стратегии. К примеру, компания «CARCADE» много лет работала исключительно в нише легкового транспорта. — Легковой транспорт остается в нашей линейке, но кроме этого мы взяли курс на развитие сегмента коммерческой и дорожно-строительной техники. Выстраиваем сотрудничество с поставщиками из Азии. Портфель компании, конечно, значительно перераспределился. Доля легкового автотранспорта уменьшилась и увеличилась доля коммерческого транспорта и дорожно-строительной техники. Но надеемся, что 2023 год будет более стабильным и начнется рост финансовых показателей. Рассчитываем, что государство снова введет инструменты поддержки лизингополучателей, потому что субсидирование покупок техники в лизинг значительно увеличивает рост продаж», — рассказывает директор представительства в Екатеринбурге «CARCADE» Вячеслав Дорофеев. Усиление конкуренции обычно идет на пользу рынку, однако на этот раз проявляются негативные тенденции, связанные с ростом рисков в отрасли. Лизинговые компании в прошлом году стремились по максимуму удержать объемы продаж. Поэтому многие начали больше брать на себя рисков путем предложения нулевых авансов клиентам и других аналогичных решений. В будущем это может негативно отразиться на отрасли. По словам директора Уральского регионального филиала АО «Сбербанк Лизинг» Антона Вольфа, филиал столкнулся с теми же сложностями, что и вся отрасль: «Мы увидели снижение активности наших клиентов во втором квартале 2022 года, но к концу года началось восстановление. На 2023 год мы смотрим с умеренным оптимизмом». Чтобы поддержать клиентов, компания делает ставку на разработку совместных продуктов. В частности, такие программы создаются для лизингополучателей из сферы АПК: «Мы заключаем соглашения с крупнейшими производителями сельскохозяйственной техники. Это дает возможность нашим клиентам получать специальные условия лизинга. До конца 2023 года также действует скидка на ставку в 1 процентный пункт для клиентов из сферы АПК», — делится эксперт. Антон Вольф видит перспективу роста лизинга дорожно-строительной техники: «В этом сегменте ожидаем существенный прирост, и первый квартал текущего года уже показывает активность клиентов в этой отрасли». По мнению эксперта, кроме общих кризисных факторов развитие отрасли сдерживает дефицит ресурсов у потенциальных лизингополучателей. В условиях нехватки ресурсов для прямой закупки лизинг является отличным инструментом обновления парков.

Читать статью  Лизинг авто с пробегом

Валютная уязвимость

В базовом прогнозе агентства «Эксперт РА» рынок лизинга по итогам 2023 года покажет умеренный рост порядка 10%: «Но при этом его абсолютные значения едва ли будут сопоставимы с уровнем конца 2021 года», — предполагает Зоя Советкина. В целом участники рынка разделяют прогноз агентства относительно умеренных темпов роста отрасли в этом году. Однако многое будет зависеть от информационного фона, темпов инфляции и динамики курса национальной валюты. Последний фактор особенно важен. Когда рубль ослабевает, спрос снижается. Тем более что, по словам участников рынка, сроки поставки предметов лизинга с трех месяцев увеличились до шести — восьми месяцев. За это время курс рубля может измениться кардинально. — По нашему опыту, главным фактором является курс рубля, — соглашается Илья Лесников. — Но сейчас это касается не только соотношения рубля к доллару, но и к другим валютам. Когда рубль достигал максимума по отношению к юаню, мы получили всплеск заявок на поставку техники и оборудования из Китая, в этом случае целесообразно действовать быстро, чтобы успеть приобрести предмет лизинга по сниженному курсу. Так что соотношение рубля к другим валютам на рынке лизинга является действительно важным фактором роста». Заместитель генерального директора по развитию «ТАЛК лизинг» Ольга Хван считает, что в целом тренды рынка лизинга в ближайшие 5 — 7 лет будет определять ситуация в производственном секторе, и рынок лизинга Уральского региона в силу концентрации на территории большого количества промышленных предприятий имеет хорошие перспективы: «В экономике произошли тектонические сдвиги. На наш взгляд, все больше компаний промышленного сектора будут создавать вертикаль производства. Это необходимо, чтобы снизить зависимость от поставок комплектующих из других стран. Поэтому сейчас многие предприятия изучают зарубежные технологии, прежде всего азиатский опыт. Мы считаем, что в ближайшие годы интерес к поставкам китайского оборудования будет колоссальным. Тем более что предубеждения у потребителя относительно качества китайских станков нет. Будут выстраиваться и укрепляться партнерские отношения с Ираном, Индией и другими дружественными странами. Основываясь на этих тенденциях, “ТАЛК лизинг” выстраивает среднесрочную стратегию».

Лизинг как один из драйверов рынка

Лизинг — инструмент понятный, востребованный даже в условиях экономической нестабильности, считает генеральный директор компании «ТАЛК лизинг» Анатолий Картухин

— Как идет восстановление рынка лизинга по вашим наблюдениям? — После спада в начале 2022 года спрос восстанавливается — бизнес приспособился к новым условиям. Прежде всего речь о малом и среднем предпринимательстве, драйвере роста экономики в большинстве стран. Это самый мобильный вид бизнеса, который быстрее всего адаптируется к ситуации. Лизинг — прекрасный инструмент для развития, плечо, на которое можно опереться. МСП у «ТАЛК лизинг» в приоритете, это львиная доля нашего клиентского портфеля. Мы компания со 100% государственным участием, поэтому важна не только прибыль, а развитие экономики, которому мы способствуем. Во всем мире средний бизнес является важнейшим фактором стабильности национальной экономики, в большинстве стран он образует фундамент национального благополучия. Роль МСП будет расти, сегодня тенденции таковы, что происходит нивелирование главного преимущества крупного бизнеса: экономии на масштабах производства благодаря новым технологиям, роботизации. Эта тенденция в том числе дает возможность предприятиям МСП работать на ранее недоступных для них рынках. И лизинг здесь очень важен, вопрос в том, что не все компании пользуются его преимуществами. — Какие тренды определяют сегодня развитие рынка лизинга в России? — Их много, среди глобальных — большое число стартапов, которые станут если не ключевыми, то заметными игроками на рынке и активными пользователями лизинговых услуг. Наша компания видит тренд на синергетическое сотрудничество лизинговых компаний с банками, которые начали активнее развивать лизинговый бизнес, показывающий высокую доходность. Если в экономике сохранятся низкие процентные ставки, трендом останется операционный лизинг, и его востребованность будет расти в разных сегментах. Вектор цифровизации лизинговых компаний вырос в период пандемии и превратился в тенденцию. «ТАЛК лизинг» с 2020 года активно реализует стратегию цифрового развития, она у нас в приоритете. Тренд на цифровизацию сформировал спрос на лизинг телекоммуникационного оборудования, объемы нового бизнеса в последние пару лет выросли больше чем наполовину. Растет число лизинговых компаний, выходящих на рынок облигаций. Время монолайнеров прошло, в тренде универсальный лизинг с разными направлениями. Так компаниям проще выбрать в кризисное время курс для дальнейшего развития. Мы тоже больше не замыкаемся на отрасли АПК, «ТАЛК лизинг» — универсальная лизинговая компания. Лизинговые компании, работающие в одном направлении, наиболее остро испытали кризис, падение по некоторым отраслям достигало 60%. Невзирая на сложности, лизинг вышел на траекторию роста — наша компания заметно приросла по всем показателям и в прошлом, и в нынешнем году. — Как оцениваете динамику лизингового рынка? — В прошлом году снижение составило порядка 20%, меняться к лучшему ситуация начала только в 3 — 4 квартале. Сейчас она стабильна, открыты вопросы дефицита предметов лизинга и параллельного импорта. Логистика изменилась полностью, появились новые цепочки и партнеры. «ТАЛК лизинг» активно сотрудничает с китайскими компаниями-поставщиками оборудования, спецтехники и автомобилей. Иностранные бренды заходили на российский рынок давно, адаптировав под него свою продукцию и технологические и инженерные решения. Есть предубеждение по поводу качества, но не стоит недооценивать китайскую технику. В Китае, как и везде, есть и производители высококачественного продукта и не очень, это определяет и ценовой сегмент. — Появились ли у «ТАЛК лизинг» новые предложения? — Наша компания поставляет любую технику из любой страны мира. При этом все риски по непоставке оборудования берем на себя. Кроме того, «ТАЛК лизинг» предлагает программу по восстановлению старой техники. Допустим, у компании есть старый грузовик, который нужно поменять. В рамках программы ремонтный завод выкупает его по балансовой стоимости, мы финансируем ремонт и возвращаем на условиях лизинга машину, которая на 90% новая. Работаем так с грузовой и спецтехникой, тяжелыми бульдозерами и автоприцепами.

Побеждает гибкий

Нашей компании помогли уроки преодоления предыдущих кризисов, главный из которых— оперативность, отмечает директор екатеринбургского филиала компании ООО «Балтийский лизинг» Лариса Гартвич

— Лизинговой отрасли в целом и нашей компании в частности в прошлом году пришлось столкнуться с рядом вызовов — уходом многих брендов с отечественного рынка, усугубившимся дефицитом имущества и ситуацией сильнейшей неопределенности. Это не было похоже на предыдущие кризисы, однако и в этот раз главным оставалось правило — действовать гибко и оперативно. На Урале спрос на лизинговые услуги снизился, но падение оказалось незначительным, и ситуация уже начинает восстанавливаться. Это происходит за счет того, что предприятия самых разных отраслей продолжают работать и реализовывать свои производственные программы, для которых необходимы техника и оборудование. Российский бизнес продолжает перестраиваться, и сейчас очень важно своевременно удовлетворить запрос компаний на новое имущество. «Балтийский лизинг» прошел кризисный год без потери объема нового бизнеса, напротив, мы даже улучшили свои показатели — на Урале объем нового бизнеса вырос на 23,7% к результату 2021 года. Наша компания за счет своей универсальности смогла быстро перестроить работу и предложить клиентам выгодные условия и продукты в сегментах, которые покинули иностранные компании. Например, это произошло с рынком операционной аренды автомобилей: мы начали рефинансировать сделки клиентов, заключенные в других компаниях, и дали новый набор услуг, который актуален сейчас — предложили оперлизинг для электрокаров. В прошлом году мы с новой силой заявили о себе и на рынке промышленного оборудования, став лидерами среди ведущих компаний страны по объему нового бизнеса в сегменте металлургического и машиностроительного оборудования. В 2023 году «Балтийский лизинг» будет дополнительно улучшать свои экспресс-продукты, которые позволят клиентам быстро принимать решения и закрывать свои имущественные потребности. Будем также развивать направление дополнительных услуг, сосредоточимся на разработке и новых продуктов. Мы также видим перспективы роста спроса на сельхозтехнику, спецтехнику и промышленное оборудование. Говоря об изменениях, не стоит забывать и о новом положении китайских брендов и на рынке автомобилей, и на рынке спецтехники. Производители из КНР значительно усилили свое присутствие и даже добились доминирующего положения в отдельных нишах, при этом спрос на их продукцию продолжает расти. Так, на уральском рынке мы видим популярность и востребованность автомобилей марки Chery. Важно, что проблем и трудностей с заключением договоров, а также с последующим обслуживанием машин или спецтехники, с нашими азиатскими поставщиками нет. Рынок адаптировался к работе с ними.

Читать статью  Лизинг или кредит: что выгоднее для предприятия

Мы смотрим на текущий год с умеренным позитивом

Рынок лизинга поддержат государственные инфраструктурные проекты и отраслевые программы развития, считает директор департамента по работе с клиентами «Газпромбанк Лизинг» Дмитрий Дородный

— По итогам прошлого года Группа «Газпромбанк Лизинг» подтвердила лидерские позиции на рынке лизинга. По объему нового бизнеса мы занимаем первое место и в стране, и в Уральском федеральном округе. К сожалению, рынок в целом по итогам прошлого года показал снижение объемов нового бизнеса на 13%. Однако ряд факторов позволил отрасли менее драматично пройти самый сложный период. Во-первых, увеличился грузооборот автомобильного транспорта. Во-вторых, средний рост цен на новые автомобили показал рост более чем на 30%, а подержанные автомобили подорожали на 47%. Все это привело к росту сегмента лизинга грузового автотранспорта на 11%. Конечно, в структуре предметов лизинга произошли серьезные изменения: доля грузовых автомобилей азиатского, в основном китайского, производства составила порядка 30%. Кроме того, выросла доля отечественных производителей на фоне ухода из России популярных западных марок. Рынок лизинга также поддержал высокий уровень инвестиционной активности в дорожно-строительном секторе. На содержание и строительство дорог из бюджета было выделено порядка 1,7 трлн рублей. Компании отрасли закупали дорожно-строительную и специальную технику, в том числе и с помощью лизинга. Государство также активно поддерживало аграрный сектор, и этот фактор стимулировал спрос на сельскохозяйственную технику. В этом сегменте лизинга спрос удовлетворяется в основном за счет техники российских производителей, на них приходится 60% всех продаж. На 7,5% в 2022 году, по данным «Эксперт РА», вырос сегмент лизинга телекоммуникационного оборудования. И этот тренд мы также связываем с реализацией мер господдержки отрасли. На текущий год мы смотрим с умеренным позитивом. Государство продолжает реализацию инфраструктурных программ, а строительный сектор остается одним из драйверов экономики. Запланированы крупные инфраструктурные проекты в области дорожного и промышленного строительства. Не сворачивает инвестиционную активность и бизнес. Ряд компаний заявили о развитии своих экологических, социальных и энергетических проектов. В настоящее время, несмотря на поддержку отечественных производств, все равно наблюдается существенный дефицит отечественной техники. Выпускаемые объемы пока не способны удовлетворить весь спрос. На этом фоне достаточно перспективным выглядит поставка китайской техники, но мы выстраиваем партнерские отношения только с теми, кто готов обеспечить в том числе сервис, запчасти и качество продукции. Все эти факторы позволят Группе «Газпромбанк Лизинг» и в этом году удержать лидирующие позиции на рынке лизинга.

Импортозамещение как драйвер

Лизинг может содействовать быстрой организации новых видов производств в России, убеждена директор по продажам «Южноуральского Лизингового Центра» Людмила Уварова

— У нашей компании универсальная бизнес-модель. В линейке преобладает лизинг спецтехники и оборудования, доля легкового транспорта исторически была незначительной. А в этот кризис именно этот сегмент пострадал сильнее всего. Это один из факторов, который позволил нашей компании справиться с трудностями острой фазы кризиса прошло года. Многие лизинговые компании были вынуждены резко изменить стратегии, сменить ориентир финансирования от лизинга легковых автомобилей, дополнив свою линейку продаж лизингом оборудования. Поэтому конкуренция в сегменте типового оборудования резко обострилась. Но мы ее не почувствовали, потому что у нас есть колоссальный опыт по финансированию сложносоставного оборудования. В данном сегменте нужны наработанные практики и особые подходы, поэтому и сильных игроков здесь не так много. Мы столкнулись с ограничениями другого характера, связанного с изменениями в лизинговой отрасли. В прошлом году лизинговые компании перешли на применение федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ). Банки пока еще не наработали опыт и технологии анализа отчетности по новым стандартам. Там по-другому формируются выручка, прибыль, капитал. И эти данные сложно синхронизировать с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ). А это означает, что банк не может корректно отследить финансовое положение лизинговой компании в динамике, еще не с чем сравнивать, прошел только год. И как следствие, пока невозможно сформировать правильный «ковенантный» пакет. Не все банки готовы оперативно адаптироваться к этим изменениям. А лизинг по сути своей более быстрый продукт, чем кредит. Он приносит результат в моменте. Но перестраиваться нужно всем и банкам в том числе. По моему мнению, именно лизинг сыграет в будущем ключевую роль в реализации государственного курса на импортозамещение. Раньше многие комплектующие и оборудование производственные компании закупали за рубежом. Сейчас в короткие сроки нужно создать и запустить их собственное производство. Лизинговые компании способны организовать поставку необходимого для этого оборудования и технологий. Но для этого нужны инструменты поддержки малого и среднего бизнеса в виде субсидирования для наших клиентов. В отраслевом разрезе, на мой взгляд, необходимо поддерживать машиностроение, станкостроение, химическую отрасль, сегмент измерительной техники и высокотехнологическое производство. С другой стороны, такие программы станут драйверами развития и лизинговой отрасли. То есть здесь возникает двойной эффект. При этом самой лизинговой отрасли тоже нужно меняться. Мы уже несколько лет обсуждаем реформу регулирования лизинга. Кризис несколько затормозил этот процесс. Я знаю, что в отрасли есть и сторонники, и противники предложенной концепции реформы. Я считаю, что контроль за лизинговыми компаниями необходим, но доступный, гибкий и понятный для всех участников отрасли. И нужен он прежде всего самим игрокам рынка. У нас должен быть инструмент измерения своей надежности и информационной прозрачности.

Высокий уровень адаптации

Сейчас преимущества получают гибкие лизинговые компании с универсальной бизнес-моделью, считает руководитель Уральского дивизиона компании «Интерлизинг» Анастасия Ротарь

— Текущий кризис для рынка лизинга стал своего рода тестом на эффективность бизнес-моделей. Сложнее всего пришлось узкоспециализированным игрокам. Компания «Интерлизинг» изначально выстраивала и развивала универсальную модель. Наша целевая аудитория — предприятия малого и среднего бизнеса. Под потребности этого клиента мы и выстраиваем продуктовую линейку. А эти потребности широкие. Поэтому мы работаем со всеми видами имущества: транспорт, техника и оборудование. Ситуация в прошлом году на рынке менялась стремительно, но мы смогли управлять процессами, быстро переключая ресурсы с одного сегмента на другой. На 2023 год мы смотрим с осторожным оптимизмом. К сожалению, ситуацию на рынке в текущем кризисе часто определяют не фундаментальные факторы, а чаще всего эмоции и настроения. Как только в информационном поле появляются негативные новости, спрос моментально падает. Этим процессом управлять не просто, но учитывать эти элементы тоже необходимо. В текущем году мы продолжим придерживаться принципа универсальности. Из направлений видим перспективы за рынком грузового транспорта и оборудования. Спрос на новые легковые автомобили пока не так высок. Потребители все же пока стараются по максимуму эксплуатировать автомобильный транспорт, который есть в наличии. Но я думаю, что средний и малый бизнес все равно будет переходить на азиатские бренды. По отношению к грузовой технике азиатского производства пока, по нашим наблюдениям, у потребителя не сложилось еще внятное представление. Нужно время, чтобы сформировались вторичный рынок, история эксплуатации. И здесь рынку лизинга нужно наблюдать за ситуацией и нарабатывать опыт. Пока уровень обслуживания лизинговых договоров остается приемлемым, по крайней мере, в прошлом году среди предприятий не было крупных резонансных банкротств. Мы думаем, что малый и средний бизнес в России в любом случае адаптируется и найдет свою нишу. Важно, чтобы лизинговые компании вовремя оказали бизнесу поддержку. А для этого нам самим нужно уметь быстро адаптироваться к меняющимся внешним условиям. Поэтому мы внимательно смотрим за трендами и максимально оперативно перестраиваем внутренние бизнес-процессы. Пока, по нашим ощущениям, в этом году спрос будет на грузовой автотранспорт, промышленное и медицинское оборудование, сельскохозяйственную технику.

Источник https://rb.ru/opinion/kurs-na-zapad-avtolizing/

Источник https://expert.ru/ural/2023/18/lizing-nazhal-na-tormoz/