Как работает лизинг: объясняют эксперты и предприниматели

 

Как работает лизинг: объясняют эксперты и предприниматели

К лизингу могут прибегать предприятия, сильно отличающиеся по масштабам и отраслевой направленности, например, компании, занимающиеся строительством, изготовлением стройматериалов, дорожными работами, производством и продажей автомобилей. Тренд импортозамещения в производстве продуктов питания и сельском хозяйстве обеспечивает дополнительный спрос на услуги лизинга.

Мы попросили экспертов объяснить начинающим предпринимателям, как не ошибиться при заключении договора лизинга, на что стоит обратить внимание при выборе программ господдержки и как сэкономить на налогах и затратах на транспорт и оборудование с помощью лизинговой сделки.

Андрей Медведев, генеральный директор компании «Промышленные силовые машины»

Наша компания является крупным российским машиностроительным предприятием. Два года назад при строительстве нового завода у нас возникла необходимость в приобретении станков для металлообработки, стоимость которых доходила до нескольких десятков миллионов рублей. Во избежание больших единовременных затрат мы выбрали для себя механизм покупки техники в лизинг.

Наиболее существенные экономические выгоды от использования лизинга:

  • вы платите только аванс и уже можете полноценно эксплуатировать предмет лизинга;
  • так как обеспечением сделки выступает сам предмет лизинга, залог может не требоваться вовсе, в отличие от кредита;
  • при подаче заявки необходим минимальный пакет документов, и срок ее рассмотрения составляет от одного до трех дней;
  • лизинговые платежи относятся на затраты и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, как и затраты на техническое обслуживание и покупку вспомогательных материалов для оборудования;
  • НДС с лизинговых платежей подлежит возмещению из бюджета;
  • если ваше оборудование относится к четвертой и выше амортизационной группе, возможно применение механизма ускоренной амортизации, который позволяет экономить налог на имущество.

При выборе поставщика лизинговых услуг уделите внимание не только процентной ставке, но и тщательной работе над договором. Тогда вы сможете оценить реальные расходы по его обслуживанию, которые нужно учитывать при расчете предстоящих затрат. Будут ли туда включены услуги по страхованию самого предмета лизинга или коммерческих рисков лизингодателя на случай неуплаты ежемесячной суммы аренды, учитывается ли выкупной платеж в общей сумме договора лизинга? Если это оборудование, то важен вопрос сервисного обслуживания по эксплуатации и ремонту лизингового имущества. Материальные затраты на подобные услуги могут как входить в стоимость оборудования и погашаться за счет лизинговых платежей, так и производиться за дополнительную плату.

Стоит тщательно изучить информацию о компаниях, предоставляющих лизинговые услуги: сколько лет они работают на рынке, какие клиенты находятся на обслуживании, какие источники финансирования используются. Не факт, что крупная федеральная компания станет для вас лучшим партнером, чем региональная с хорошим опытом работы. В нашей практике предложение последней было более выгодным.

Если вы в ближайшие пять лет задумали реорганизацию вашей компании (например, смену юридического лица), лучше решить этот вопрос перед заключением лизинговой сделки. Иначе вам придется перезаключать договор по новым, менее выгодным для вас условиям.

Договором лизинга могут регулироваться вопросы качественных характеристик имущества, поставки комплектующих и запасных частей для оборудования, срок и место, процедура приемки и предъявления претензий, обучение персонала работе с оборудованием, порядок обслуживания предмета лизинга и другие условия.

В договоре лизинга обратите внимание и на следующие условия:

  • У кого будет числиться оборудование: у лизингодателя или у лизингополучателя? Если в договоре прописано, что предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя, лизингополучатель относит на затраты лизинговый платеж и НДС с лизингового платежа ставит к вычету, а налог на имущество уплачивает лизингодатель.
  • Досрочный выкуп предмета лизинга до истечения срока лизинга. Обязательно пропишите четкие условия: выкупная цена на каждый период времени, порядок действий сторон при досрочном выкупе, сроки, в которые каждая сторона совершает те или иные действия.
  • Форс-мажорные обстоятельства. Уделите внимание этой главе. Приведу реальный пример из опыта: банк изменил процентную ставку кредитного договора с лизинговой компанией. Этот пункт попал под форс-мажорные обстоятельства нашей сделки, и этот фактор, к сожалению, отрицательно сказался на наших платежах, увеличив их.
  • Порядок действий в случае наступления страхового случая. Уточните, на какие цели пойдет страховое возмещение: вы получите новый предмет лизинга, аналогичный утраченному, или остаток долга по договору.
  • Учет авансового платежа. Он засчитывается в лизинговые платежи равными долями в течение всего срока лизинга либо выплачивается в самом начале действия договора. Здесь отмечу, что вы можете получить поддержку от государства в части компенсации затрат по договору лизинга. Документы для получения субсидии на возмещение авансовых платежей подаются в течение одного года после того, как они были произведены. Чем больше была сумма, тем больше будет государственная выплата. По текущим ежемесячным платежам заявку нужно подавать один раз в квартал сразу же после его завершения.

Алексей Долгих, генеральный директор лизинговой компании «Лизинг-Трейд»

Доля лизинга за последние годы неизменно растет, становясь все более популярной финансовой услугой. В авиа- и ж/д перевозках доля лизинга доходит практически до 100%. В структуре продаж автотранспорта — проникновение 5-10%, лизинг коммерческого транспорта и LCV — 30-50%. На долю малого и среднего бизнеса в совокупном портфеле лизинговых компаний приходится 45-47%. Лизинговые компании заточены под малый бизнес: предприниматели часто выбирают лизинг из-за более высокой вероятности одобрения и скорости принятия решений.

Спрос на лизинговые услуги стал меньше, но наиболее устойчив в сегменте легковых автомобилей, коммерческого транспорта. Из-за значительного подорожания LCV и грузовых автомобилей зарубежной сборки лизингополучатели отдают предпочтение российским производителям — КамАЗ, ГАЗ. Это связано с низкими эксплуатационными издержками и поддержкой отечественных автопроизводителей государством.

Трудности для лизингодателей связаны со снижением платежной дисциплины клиентов, отсутствием доступного фондирования для реализации лизинговых проектов, недостаточной проработкой законодательства. Мы отмечаем снижение спроса со стороны МСБ, многие из них откладывают инвестиции и стараются повышать эффективность и производительность действующих автопарков и оборудования.

Чтобы корректно оценить затраты на лизинг при оценке переплаты, сложите все слагаемые: итоговую переплату с учетом аванса и стоимость выкупного платежа. Также важно оценивать затраты на страхование имущества. Несмотря на то, что полисы КАСКО и ОСАГО обходятся юридическим лицам дешевле, если есть возможность, лучше воспользоваться многолетним страхованием от рисков угона и ущерба — в этом случае ваш тариф будет заморожен. Многолетний полис КАСКО позволяет зафиксировать расходы на страхование имущества на предсказуемом уровне. Клиент может доверить лизинговой компании вопросы по сервису и обслуживанию автомобиля: зарегистрировать авто в госорганах, пройти техосмотр, передать на хранение шины. Некоторые лизинговые компании предоставляют услуги «карты помощи на дорогах».

Читать статью  Лизинг для ИП - условия

Лизинг удобен тем, что от предпринимателя требуется минимальное участие. Проще всего купить в лизинг автомобиль. Если вы покупаете его у официального дилера, то никаких проблем не возникнет. Такие поставщики, как правило, аккредитованы лизинговой компанией.

Риски за выбор продавца имущества возложены на лизингополучателя, ведь задача лизинговой компании — купить и передать вам имущество. Разумно доверить выбор поставщика лизингодателю, он проверит деловую репутацию и финансовое состояние поставщика — в этом случае риск потерять деньги минимален. Взаимодействовать со страховщиком также необязательно, достаточно доверить этот вопрос специалисту лизинговой компании. Скорее всего, вы получите разные предложения по КАСКО и сможете выбрать наиболее подходящий вариант.

У лизинга есть ряд налоговых льгот. Вы не отвлекаете оборотные средства, имущество (автомобили и оборудование) амортизируется быстрее благодаря ускоренной амортизации, применяемой для основных средств, переданных по договору лизинга, не выше трех. Вы сможете относить большую сумму в расход и за счет этого уменьшать налогооблагаемую базу. НДС возмещается и при покупке за наличные, и при кредите, но лизинг отличается тем, что НДС возмещается не по договору купли-продажи имущества, а по договору лизинга, то есть в большем объеме, с учетом переплаты.

Юридическому лицу выгодно покупать автомобиль в лизинг. Лизинговая компания за счет массовых закупок автомобилей обычно пользуется скидкой, которую дает дистрибьютор. В среднем она составляет 8-10% по рынку. За счет этого вы можете купить автомобиль с минимальным удорожанием или получить автомобиль в рассрочку — ваши выплаты по договору лизинга будут равны стоимости имущества. Обычно это называют 0% удорожанием.

Еще одно преимущество лизинга, помимо больших налоговых льгот и минимальной переплаты, заключается в скорости получения имущества. Быстрее всего получить в лизинг автомобиль: по экспресс-программам лизинговая компания передает его через два рабочих дня после обращения. Если вы покупаете оборудование, специалисты лизинговой компании помогут вам подобрать имущество, выбрать надежного поставщика, рассмотрят заявку и профинансируют проект в два раза быстрее, чем в банке.

Юлия Тарасова, директор департамента маркетинга и развития лизинговой компании Carcade

Лизингополучателям стоит обратить внимание на условия и процедуру предоставления субсидий. В большинстве регионов действуют программы поддержки МСБ, согласно которым предприниматели могут получать компенсацию части расходов при лизинге транспорта и оборудования. Условия программ сильно различаются от региона к региону, как отличается и объем господдержки: в одних регионах предприниматели могут рассчитывать на получение 30% от стоимости предмета лизинга, а в других — только на компенсацию части лизингового удорожания. Подобные программы финансируются за счет бюджетов регионов, возможности которых сильно разнятся.

Предпринимателям, рассчитывающим на господдержку при лизинге, нужно знать: действуют ли подобные программы в том субъекте федерации, где зарегистрирован их бизнес; сделки с каким видом имущества субсидируются за счет региональных программ поддержки МСБ (в одних регионах это может быть оборудование и транспорт, в других — только оборудование).

Нужно доказать, что приобретение в лизинг транспорта или оборудования поможет развить экономику региона — создаст новые рабочие места и увеличит налогооблагаемую базу. Если собственник бизнеса приобретает в лизинг одноместный вертолет для частных целей, сделка не будет просубсидирована, а если в лизинг получены несколько коммерческих автомобилей для обеспечения логистики нового производства, шансы на господдержку возрастают.

При безусловной пользе подобных программ небольшим компаниям получить господдержку при лизинге не так просто. Чтобы помочь клиентам получить дополнительную выгоду при лизинге за счет госпрограмм, мы ведем реестр подобных региональных программ, информируем клиентов о возможностях получения субсидий при лизинге автотранспорта, консультируем по процедуре подачи заявок. В апреле запускаем специальный раздел на корпоративном сайте, где клиенты смогут найти информацию о действующих региональных программах поддержки МСБ.

Получить выгоду по государственной программе льготного автолизинга, которая поддерживается правительством, гораздо проще. Клиенту не нужно оформлять дополнительный пакет документов и добиваться получения субсидий уже после произведенных расходов.

Для участия в программе льготного автолизинга предпринимателю необходимо выбрать марку и модель автомобиля, на лизинг которого распространяются условия госпрограммы. В 2015 году на льготных условиях можно было приобрести автомобили различных классов, главным условием являлась российская сборка. В IV квартале условия скорректировались: преференции остались только при лизинге коммерческого автотранспорта производства РФ. Эти же условия заявлены и на 2016 год. Купить в лизинг дорогой внедорожник иностранной сборки с господдержкой не получится, а вот приобрести недорогой LCV одного из отечественных брендов вполне возможно.

После выбора автомобиля клиенту необходимо обратиться в лизинговую компанию, аккредитованную в качестве участника госпрограммы, согласовать параметры лизинга (размер первого платежа, срок лизинга, выкупной платеж) и подписать договор. Далее для лизингополучателя наступает приятный финансовый момент: уже на стадии авансового платежа лизинговая компания предоставляет ему 10% скидку от стоимости автомобиля. Эти выпадающие доходы лизинговые компании возмещают за счет субсидий из госбюджета. Фактически клиент не получает дотации или субсидии — он экономит 10% уже на начальном периоде лизинга.

Программа господдержки автолизинга востребована клиентами: реальная 10% экономия в условиях роста цен на автомобили мотивирует на покупку. Согласно опросам наших клиентов из числа тех, кто воспользовался госпрограммой, 38% из них до ее запуска не планировали приобретать транспорт либо склонялись к покупке автомобиля зарубежной сборки.

Лизинг в кредит

Деловой журнал Банковское обозрение №06 июнь (292)/2023

Когда банки предоставляют кредит на развитие новых программ лизинговых компаний, они получают повышенную прибыль, но сталкиваютсяс серьезными рисками. Поэтому далеко не все кредитные организации готовы заниматься таким бизнесом. Лизингодателям трудно найти финансирование под новые продукты, а чтобы привлечь банки, они готовы пойти на серьезные уступки.

Наталья Логвинова

Особенности финансирования

Российский рынок лизинга активно развивается, а предложения его игроков становятся все более разнообразными. Многие фирмы занимаются уже не просто финансовой арендой, а предлагают нетрадиционные программы лизинга, например, с нулевым первоначальным взносом или «коробочные» продукты, работающие на основе скоринга. Чтобы продвигать такие продукты, лизингодатели должны найти под них финансирование, так как собственными средствами здесь подавляющему большинству компаний никак не обойтись. А значит, нужно искать деньги на стороне. Самый распространенный и привычный для российских лизингодателей путь — обратиться за финансированием в банк. Только вот стандартный заем здесь получить уже не удастся.

Читать статью  Лизинг недвижимости

Понятно, что такие технологии, как скоринг, не являются чем-то экзотическим и уже достаточно долго применяются на российском рынке. Однако для кредитной организации, которая будет предоставлять финансирование, важно понять, насколько адекватны решения кредитуемой лизинговой компании, принятые с помощью этой технологии. Поэтому, как поясняет начальник кредитного управления Банка проектного финансирования (БПФ) Станислав Гундар, прежде чем финансировать лизинговую компанию, банк должен тщательно проверить ее программу на предмет соответствия своим принципам кредитования.

Основные сложности в получении финансирования по лизинговым сделкам, заключаемым с применением скоринговых технологий, кроются в том, что здесь меняется объект анализа. «Вместо финансового анализа конкретного лизингополучателя и проекта необходимо проводить более сложную комплексную проверку технологии принятия решений и реализации сделок», — объясняет генеральный директор компании «Русь-Лизинг» Анатолий Воронецкий. При этом недостаточно просто проверить скоринговую модель по формальным критериям, необходимо провести детальный анализ всей технологии совершения сделки и оценить возможность влияния человеческого фактора на каком-либо этапе, считает эксперт.

Тем не менее, даже несмотря на трудности при поиске финансирования, «коробочные» лизинговые продукты действительно популярны на рынке, так как они удобны и лизингополучателям, и лизингодателям. «Для лизингополучателей это наиболее быстрый способ получения автотранспорта или оборудования в лизинг, для лизингодателя — возможность сформировать портфель, состоящий из однородных высоколиквидных предметов, — объясняет генеральный директор компании «Номос-Лизинг» Александр Вежновец. — А получить финансирование под такой портфель на самом деле иногда даже проще». Ведь скоринговые технологии лизинга, как правило, распространяются на наиболее ликвидные предметы финансовой аренды, такие как автотранспорт, строительная техника и полиграфическое оборудование. В основе скоринговых технологий лежит экспресс-оценка финансового состояния потенциальных лизингополучателей, а также проверка клиентов службой безопасности на предмет наличия негатива в результатах их деятельности и определения ограничения максимальной суммы сделки. Если все критерии скоринга устраивают банк, то после оценки финансового состояния самой лизинговой компании, кредитная организация устанавливает на компанию лимит и открывает кредитную линию для финансирования данных сделок.

Риски есть, и их много

По мнению начальника управления кредитования Экспобанка Александра Катаева, нетрадиционные программы являются в любом случае более рисковыми, чем классический лизинг. Например, скоринговые программы не полностью отражают финансовое положение компании-лизингополучателя и не учитывают особенностей ведения бизнеса на российском рынке. А контракты с нулевым первоначальным взносом не позволяют банку при принятии лизингового имущества в залог корректировать его стоимость с учетом расходов на реализацию и судебные издержки. Кредиты, выданные лизинговым компаниям под такие сделки, становятся частично необеспеченными. «Поэтому, как правило, банки занимаются финансированием лизинговых контрактов без авансового платежа только по ограниченному списку наименований предметов лизинга, ликвидность которых наиболее высока, либо в случае предоставления дополнительного залогового обеспечения», — объясняет начальник управления продаж департамента малого и среднего бизнеса Русского банка развития (РБР) Алексей Доманов.

Понятно, что при финансировании нетрадиционных программ банк предпочтет сотрудничать с проверенным и хорошо знакомым лизингодателем, а лучше — с собственной дочерней компанией. «Часто финансирование нестандартных программ производится в пользу дочерних лизинговых компаний, когда банк берет на себя риски, связанные только с лизингополучателем, а риски по сотрудничеству с лизинговой компанией сведены к нулю», — резюмирует Александр Катаев (Экспобанк). Правда, бывают исключения: банк может кредитовать нестандартные программы не родственной ему компании. Подобные сделки могут быть интересны кредитным организациям, которые ориентируются на высокую доходность, так как повышенные риски приведут к росту стоимости услуги и банк заработает больше.

Дополнительно снизить риски и убедить банк финансировать новую нестандартную программу лизинговая компания может за счет заключения договоров обратного выкупа с поставщиком. В случае срыва сделки поставщик обязуется выкупить обратно имущество у лизинговой компании по заранее определенной стоимости. Только вот далеко не все поставщики сейчас соглашаются сотрудничать на условиях обратного выкупа. При этом у лизинговой компании все равно должны быть на руках некоторые собственные средства. «Минимальный размер авансового платежа для лизинговой компании при получении ссуды в большинстве банков колеблется в пределах от 10 до 30%, — отмечает Алексей Доманов (РБР), — а кредит выдается банком только после погашения авансового платежа».

Что касается «коробочных» (работающих на основе скоринга) лизинговых программ, то они, как правило, создаются для представителей малого и среднего бизнеса. «В этом случае размеры контрактов небольшие. Поэтому банки, финансирующие лизингодателей под эти сделки, да и сами лизинговые компании не готовы обсуждать с каждым лизингополучателем различные условия, и клиенту приходится выбирать один из «коробочных» вариантов», — поясняет Алексей Доманов. Риски, возникающие у банков при финансировании лизинговой сделки, схожи с рисками, связанными с кредитованием представителей малого и среднего бизнеса. А если точнее, то низкий уровень прозрачности бизнеса не позволяет достоверно оценить кредитоспособность заемщика. Дополнительно банк может столкнуться с рисками, возникающими при кредитовании клиентов с ярко выраженной сезонностью бизнеса, низкой степенью диверсификации поставщиков и покупателей, характерной для малого бизнеса, что означает повышенный уровень зависимости заемщика от своих контрагентов. Еще одним риском может быть отсутствие автоматизации финансового учета у лизингополучателя, что тоже у небольших компаний не редкость.

Доверяй, но проверяй

Высокие риски вынуждают банки тщательно подбирать формы сотрудничества с лизингодателями, которым нужно финансирование под нетрадиционные программы лизинга. О наиболее распространенных и безопасных способах работы банков и лизингодателей в этой сфере рассказал начальник управления лизинговых операций Альфа-Банка, генеральный директор компании «Альфа-Лизинг» Дмитрий Кожевников. Когда банк финансирует небольшие по объему и сроку и несложные сделки, то наилучшим является способ установления лимитов кредитования на каждую лизинговую компанию. При этом кредитная организация и лизингодатель должны совместно разрабатывать стандартные продукты, которые будут финансироваться из данного источника, а также взаимодействовать при сопровождении сделки по отлаженной схеме. У представителей банка при этом должна быть возможность провести мониторинг предмета лизинга или, если точнее — залога, которым становится объект сделки финансовой аренды, когда лизингодатель получает в банке кредит. Параллельно кредитной организации лучше следить и за финансово-экономическим состоянием лизинговой компании.

Читать статью  Лизинг авто для физических лиц в Екатеринбурге

Если же речь идет об участии в крупном тендере, то здесь участие банка должно касаться всех сторон взаимодействия субъектов сделки, в том числе и потенциального лизингополучателя. Для кредитной организации имеет особое значение полноценная оценка рисков. При подобных сделках финансирование, как правило, носит комплексный характер, а дополнительные возможности банка используются шире. В их числе такие, как способность кредитной организации решить вопрос с привлечением долгосрочных ресурсов в местной валюте через синдикации и облигационные займы. Дополнительно банк для снижения рисков может использовать свои связи с поставщиком предмета лизинга. Чем крупнее кредитная организация, тем больше шансов, что у нее уже обслуживался этот поставщик либо даже имел там кредитный лимит или линию. Это значит, что о продавце предмета, который потом сдадут в лизинг, есть внутренняя информация. Она будет более полной и надежной, чем данные, полученные из внешних источников, например от лизинговой компании или ее клиента.

Когда программа лизинга использует импортное оборудование, сделка может быть связана с импортно-экспортным финансированием. Здесь упростить банку и лизингодателю работу, а также снизить риски помогут взаимоотношения кредитной организации с экспортными кредитными агентствами, страховыми компаниями, зарубежными банками, с которыми уже доводилось работать, а если повезет — имеются длительные и плодотворные отношения, например совместный опыт в реализации сделок с постфинансированием или аккредитивными схемами расчетов.

А еще банк может снять с себя большую часть рисков, если не будет кредитовать лизинговую компанию сам, а поможет ей воспользоваться другими инструментами привлечения финансирования, например выйти на зарубежные финансовые рынки. В этом случае банк все равно получит доход (за организацию финансирования), но потеряет возможность увеличить свой ссудный портфель. Тогда как, по мнению Станислава Гундара (БПФ), пополнение кредитного портфеля — это основная цель сотрудничества банков с лизинговыми компаниями. Для лизингодателей наилучший способ финансирования — кредитование в форме возобновляемой кредитной линии, когда общий ссудный лимит соответствует запросам лизинговой компании, отдельные транши предоставляются под конкретные сделки, а погашение проводится в соответствии с графиком поступления лизинговых платежей от клиентов. Почти идеальным вариантом эта схема финансирования может считаться тогда, когда лизингодатель, помимо всех перечисленных условий, получит возможность в дальнейшем секьюритизировать профинансированный банком портфель, отмечает вице-президент Номос-Банка Александр Ройко.

Еще один вариант, который тоже можно считать очень привлекательным для лизингодателей, — открытая кредитная линия, в рамках которой финансируются все новые проекты, а не только какая-то конкретная программа. «К сожалению, не многие банки на это готовы, но положительная тенденция уже есть, — рассказывает Александр Вежновец (Номос-Лизинг). — Если раньше такая форма взаимодействия возможна была исключительно между банками и их дочерними лизинговыми компаниями, то сейчас несколько крупнейших кредитных организаций уже вышли на рынок с предложением как «пакетного» рефинансирования действующих сделок, так и финансирования новых контрактов в рамках утверждаемых кредитных линий».

Однако пока, по словам начальника управления корпоративного бизнеса банка «Возрождение» Ирины Семеновой, банки чаще придерживаются концепции стандартного кредитования, так как другие инструменты значительно рискованнее. Ведь большинство лизинговых компаний имеют специфические балансы: большое количество обязательств, незначительные собственные средства, а также серьезный объем долгосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности.

Совместные разработки объединяют

Тем не менее лизингодатели все же исхитряются найти средства на свои новые программы, которые сейчас активно внедряют. Не последнюю роль в этом процессе играет совместная работа лизинговых компаний и банков над новыми продуктами. Может показаться, что для банка участие в разработках и исследованиях лизингодателя — это абсолютно бесплодные усилия, так как новый продукт будет предлагать только лизингодатель. Однако опрошенные «БО» эксперты опровергли эту версию. «Если при разработке нового продукта лизинговая компания вовлекает в процесс финансирующий банк и его специалисты параллельно с сотрудниками лизинговой компании оценивают возможные риски, анализируют рынок лизинговых услуг в данном сегменте и разрабатывают критерии скоринга, то проблем с получением финансирования не будет», — считает Александр Вежновец (Номос-Лизинг). Если же лизинговая компания занимается этими вопросами без участия банка, то чтобы получить финансирование ей нужно будет доказать кредитной организации, что ее проект эффективен, и подробно описать сопутствующие риски. В случае если они, по мнению кредитной организации, будут высоки, то банк может либо отказаться от финансирования данного проекта, либо согласиться финансировать его, но частично. В общем, вовлечение кредитной организации в процесс разработки нового продукта существенно облегчает дальнейшее взаимодействие с ней. «Однако банк будет заинтересован в таком взаимодействии только в том случае, если речь идет о финансировании его дочерней компании, либо если есть уверенность в том, что проект будет достаточно весомым, чтобы оправдать затраты на его разработку», — добавляет Александр Вежновец.

Но у Станислава Гундара (БПФ) по этому вопросу несколько иное мнение: «Если банк планирует выстраивать долгосрочные партнерские отношения с лизинговой компанией, то он просто обязан участвовать в разработке лизинговой программы. Ведь от своевременности оплаты лизинговых платежей и успеха сделок напрямую зависит возврат предоставленных лизинговой компании кредитов». Поэтому, участвуя в разработке совместно с лизингодателем, банк снижает свои риски и имеет возможность адаптировать финансируемый проект под свои стандарты и технологии, что будет способствовать ускорению сроков принятия решений, повышению их качества и снижению издержек.

Банковские эксперты тоже согласились с тем, что совместная работа над продуктами лизинговых компаний приносит ощутимую пользу. «Наш банк готов участвовать в разработке новых лизинговых продуктов партнера, так как основная задача лизинговой компании — это предоставление клиентам банка широкого спектра услуг», — поясняет Ирина Семенова (банк «Возрождение»). По мнению Александра Ройко (Номос-Банк), участие кредитной организации в разработке новых продуктов поможет более полно использовать ее финансовые возможности. А это повысит привлекательность лизинговой услуги для конечного потребителя и упростит процесс сопровождения сделок.

Тем не менее вице-президент, заместитель начальника департамента торгового и проектного финансирования Оргрэсбанка Сергей Степанов отметил, что на практике банки редко принимают участие в разработке новых продуктов лизингодателей, так как это дорогостоящее мероприятие, в котором участвует целая команда специалистов кредитной организации. Другое дело, если это дочерняя лизинговая компания банка. Тогда лизинг входит в линейку его кредитных продуктов, а маркетинговые службы кредитной организации активно участвуют в разработках.

Источник https://kontur.ru/articles/4171

Источник https://bosfera.ru/bo/lizing-v-kredit